ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Физкультурно-оздоровительной работе в детских садах сейчас уделяется повышенное внимание, потому что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Организация занятий по физической культуре в детском саду
Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, от 10 – 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. В детском саду музыкальный зал совмещен с физкультурным.
Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.
В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой).
Для занятий по физкультуре в нашем детском саду, имеется весь необходимый инвентарь (мячи, скакалки, обручи, батут, шведская стенка и т.д.).
Гимнастика в детском саду
Помимо непосредственно занятий по физкультуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика. Продолжительность гимнастики – от 5 – 10 минут.
В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, минутки здоровья (для снижение психоэмоционального напряжения, повышение психоэмоциональной устойчивости, снятие мышечной усталости):
- минутка тишины: время шуток, забав, юмора;
- музыкальная пауза;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- беседы на тему о ЗОЖ;
- «тропа здоровья» (хождение босиком по ребристой и солевой дорожке)
Физкультурная форма в детском саду
У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены.
Физкультурная форма определенного цвета и даже собственная эмблема вырабатывает у малышей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. В нашем саду единая форма: цвет футболок – светлых тонов, черные шорты (девочкам можно бриджи), носочки. На ноги можно надеть чешки или плотные носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Утренняя гимнастика по выходным дома и подвижные игры на прогулке, безусловно, пойдут на пользу малышу.
(подготовила инструктор физического воспитания Виноградова Т.Н.)
На педагогическом совете ДОУ от 24.01.2012г. в целях оздоровления детей была разработана и принята циклограмма оздоровительных мероприятий.
Циклограмма оздоровительных мероприятий в течении дня
Название мероприятий |
Содержание и методика | Результаты |
1. Создание гигиенических условий | Проветривание, обеззараживание, влажная уборка, соблюдение санитарно-эпидемиологического режима | Сохранение здоровья |
2. Утренний приём | Опрос родителей о состоянии здоровья детей дома, осмотр кожных покровов, термометрия. Закладывание в нос оксолиновой мази. Чесночные бусы. | Профилактики простудных заболеваний. Натуропатия. |
3. Подготовка к приёму пищи. | Умывание, мытьё рук. | Закаливание. |
4. Питание | 4 – разовое, калорийное, рациональное, сбалансированное, полноценное, разнообразное. | Рост и развитие организма, повышение адаптивных сил. |
5. Воспитание полезных привычек. | Умывание после кормления, высаживание на горшки, мытьё рук, полоскания ротовой полости после каждого приёма пищи подсоленной водой. | Закаливание. |
6. Утренняя гимнастика под музыкальное сопровождение. | Эмоциональный комфорт, двигательная активность, дыхательная гимнастика. | Физическое развитие. |
7. Музыкальное занятие. | Эмоциональный комфорт, познавательная деятельность, двигательная активность, дыхательная гимнастика. | Физическое, психическое развитие. |
8. Прогулка. | Одевание в зависимости от погодных условий, наблюдение, игры; физические упражнения, дыхательная гимнастика. | Повышение адаптивных сил. Всестороннее развитие и воспитание. |
9. Закаливающие процедуры. | «Тропа здоровья» (хождение босиком по корригирующим дорожкам), в летний период солевые дорожки, обливание и обтирание. | Повышение адаптивных сил. |
10. Сон. | Проветривание, обеззараживание воздуха спальной комнаты по графику, подготовка постели, укладывание детей, аутогенная тренировка, колыбельная песенка, соблюдение тишины, подъём по мере просыпания. | Повышение адаптивных сил ребёнка. Естественный отдых организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность. |
11.Самомассаж. | Самомассаж биологических активных зон (использование прищепок, круглые массажные расчески, махровые рукавички). | Укрепление организма. |
12. Гимнастика после сна. | Пробуждение, подготовка организма к активной деятельности (корригирующая, дыхательная гимнастика по Стрельниковой, точечный массаж). | Укрепление организма. |
13. Подмывание и переодевание. | По необходимости в течении дня. | Воспитание основ здорового образа жизни. |
14. Уход детей домой. | Взаимодействие с родителями по проблемам здоровья детей. Повышение правовой, психолого-педагогической культуры родителей. | Формирование здоровья детей. |